Тюнинг — движение массовое, и не только в России. Машины раскрашивают, на
них устанавливают обвесы и колеса умопомрачительной размерности, кардинально
меняют дизайн салона. Но самое «вкусное» у тюнингованной машины находится под
капотом: настроенный двигатель с доработанной системой впуска и выпуска,
перепрограммированным впрыском, который выдает гораздо большую мощность, чем
его серийные собратья. Возросшая мощность требует большего количества воздуха,
и, чтобы двигатель «дышал полной грудью», в 99 случаях из 100 под капотом вы
увидите воздушный фильтр нулевого сопротивления.
Воздушные фильтры пониженного (нулевого) сопротивления — одна из деталей,
которые дополнят грамотный тюнинг автомобиля. Фильтры эти
доступны, просто монтируются, их вариантов не счесть, да и вид красивый (для
большинства это тоже важно!). Нужен ли все-таки "нулевик” и какой лучше приобрести?
Большинство владельцев машин с такими фильтрами с пеной у рта будут доказывать
пользу этой детали и рассказывать, что до ее установки машина "не ехала”,
"лошаденок” было мало, да и те полудохлые, а после "та-а-ак поперла”! Другие
руководствуются умозрительными выкладками и формулами из школьного (и не
только) курса физики, считая, что от "нулевика” не может быть никакой пользы,
кроме вреда. Третьи же не знают, что и думать. А как на самом деле?
Назначение
фильтра нулевого сопротивления
Если упрощенно,
главная функция стандартного
воздушного фильтра — очистка воздуха. И, как
следствие, защита от попадания частиц пыли в ЦПГ (цилиндро-поршневую группу)
двигателя. Но, получая эффективную фильтрацию воздуха, мы теряем в мощности
двигателя. Обычные бумажные элементы оказывают большое сопротивление воздушному
потоку, потому что материал фильтра очень плотен. Чем больше сопротивление —
тем больше потеря мощности. Особенно это заметно, когда фильтр «забивается».
Конструкция фильтров нулевого сопротивления позволяет максимально снизить
сопротивление на впуске без снижения фильтрующей способности и увеличить
мощность двигателя. Так, чтобы добавить «несколько лошадей» мотору спортивной
гоночной машины, фильтр нулевого сопротивления устанавливают обязательно.
Тестирование
фильтров пониженного сопротивления
Не так давно в
Тольятти протестировали несколько фильтров пониженного сопротивления.
Тестирование проводилось на стенде Bosch. Для чистоты эксперимента и
объективности ради на каждом фильтре делали по два замера. За эталон приняли
номинальную мощность автомобиля ВАЗ-21103 с 16-клапанным двигателем объемом
1500 куб. см. Все фильтры ставили под капот именно этого автомобиля.
Комплектация машины была стандартной, пробег — небольшим. С заводским фильтром сделали
четыре замера. Средний результат — 71,6 кВт (или 94,11 л. с.) при 5300 об/мин.
Эта цифра удивила всех. Ожидали получить максимум 92 "лошади”. Но цель
тестирования — проследить изменение мощности в зависимости от установленного
фильтра.
Результаты, которые показали другие фильтры, были близки к ожидаемым. В
большинстве случаев фильтры пониженного сопротивления дают прирост мощности,
но... около 6—9%. Большая прибавка оборачивается потерей мощности на "низах” и
провалом в зоне около 5000 об/мин.
Человек физически не может почувствовать разницу в мощности двигателя менее
5 л. с., а динамические характеристики с "нулевым” фильтром и
без такового различаются совсем уж неуловимо. Так что потешить самолюбие могут
скорее цифры на бумаге, чем реальность.
Не стоит забывать, что жидкость для очистки фильтра не входит в комплект. С
приобретением "спортивного” фильтра автолюбитель обязан регулярно (скажем,
через 5000 км) промывать и пропитывать рабочий элемент специальным раствором,
который тоже денег стоит. Причем обрабатывать нужно выдерживая определенную
технологию, что трудно сравнить с простотой общеизвестной операции
"снял—поставил”. Забывать о периодическом обслуживании фильтра нельзя, иначе
машина станет "тупой” и "прожорливой”.
Обслуживание
фильтра нулевого сопротивления
Фильтр снимают,
с помощью щетки с мягким ворсом осторожно очищают поверхность фильтрующего
элемента от крупных частиц грязи. Потом на фильтрующий элемент с обеих сторон
наносится средство для очистки Universal Cleaner. Через 10 минут, когда состав
пропитает фильтрующий элемент полностью, фильтр промывают в емкости с водой, а
затем под слабой струей проточной воды. Сушить его не надо, а нужно несколько
раз встряхнуть, чтобы убрать остатки воды. Использовать для просушки
нагревательные элементы не рекомендуется — тем более что это может привести к
повреждению фильтрующего элемента. При необходимости (если остались светлые
пятна на внешней и внутренней поверхностях фильтра) пропитку можно повторить.
Затем фильтр устанавливается на место. В жестких условиях эксплуатации (сильная
запыленность, горные дороги) рекомендуем производить повторную пропитку фильтра
маслом через каждые 5 тыс. км, а в нормальных условиях — через 10 тыс. км.
Фильтр рассчитан на 20 промывок. После этого рекомендуется замена на новый.
Увеличение количества поступаемого воздуха с помощью фильтра нулевого
сопротивления позволяет двигателю получить больше кислорода — основного
компонента, необходимого для сгорания топлива, а значит, и реально увеличить
мощность. Однако это не значит, что при установке такого фильтра на двигатель с
небольшим объемом вы получите ощутимую прибавку в мощности. Но на двигателе,
например, 3,5 литра V6, вы сможете использовать преимущества нулевого фильтра
полностью.
Преимущества
фильтра нулевого сопротивления
Во-первых,
повышение мощности без снижения чистоты воздуха. Фильтр имеет более сложную
конфигурацию, обеспечивающую низкое сопротивление, но в то же время эффективную
фильтрацию, оберегающую систему впуска от засора, а поршневую систему от износа.
Во-вторых, вы избавляетесь от необходимости замены фильтра через каждые 15 тыс.
км. Фильтр легко промывается специальным составом, после чего восстанавливает
свои первоначальные свойства. В-третьих, после установки такого фильтра под
капотом появится чуть больше уникального индукционного шума и несколько
дополнительных «лошадей» (до пяти для инжекторных ВАЗов), а также прибавится
крутящий момент при средних и низких оборотах. Для получения реальной прибавки
по мощности и крутящему моменту необходимо демонтировать стандартный корпус
воздушного фильтра в сборе с фильтрующим элементом-вкладышем и поставить на
датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) либо на патрубок, идущий к нему,
конусный фильтр нулевого сопротивления, который подбирается по диаметру посадочного
места.
Заключение
Заблуждается тот, кто считает, что,
если снять фильтр и его корпус вовсе, мощность мотора возрастет, причем
значительно. Это не так. И всевозможные замеры это подтверждают. Дело в том,
что инженеры рассчитывают фазы газораспределения с учетом потерь на фильтр. И с
практической точки зрения двигатель, в который попадает пыль (абразив), долго
не протянет. Преграда в виде воздушного фильтра просто необходима. Но чудес не
бывает. Снизить сопротивление потоку можно только за счет увеличения проходных
отверстий, то есть немного ухудшить качество фильтрации. Исходя из сказанного,
помните: если ваш автомобиль не обладает спортивным движком, нецелесообразно
тратить 1500—2000 рублей на "нулевик”. Лишние три "мустанга” все равно не
помогут. "Нулевик” — привилегия гонщиков!
|