Что это такое?
Кованые поршни. Для ценителей тюнинга эти слова звучат как магическое
заклинание, да и простым автомобилистам наверняка доводилось слышать
восторженные отзывы о подобных изделиях. Чем же кованые поршни лучше широко
распространенных литых? В каких случаях их стоит применять?
Начнем с того,
что обычные литые поршни прекрасно подходят для серийных моторов, а технология
их изготовления – для массового производства. Если автомобиль для вас лишь
средство доставки из пункта А в пункт Б, не стоит тратиться на замену штатных
поршней коваными. Сказанное справедливо и в отношении капитального ремонта
движка.
Другое дело – моторы форсированные, спортивные или тюнинговые. Они-то
предъявляют повышенные требования к качеству комплектующих, в том числе
поршней. Служившие верой и правдой стандартные поршни для этих двигателей
тяжеловаты, а их форма неоптимальна. Кроме того, литье порой имеет невидимые
глазу дефекты: каверны, пузырьки, вкрапления инородных тел, которые не выловить
даже при тщательном контроле. При обычной эксплуатации они могут и не
навредить. Но если, основательно доработав силовой агрегат, увеличить его
мощность (и тем самым нагрузки), брак постарается заявить о себе: поршень
внезапно прогорит, даст трещину и т. д. Владельцы «заряженных» отечественных
машин подтвердят, что подобные казусы особенно часты при увеличении рабочего
объема цилиндров путем установки коленвала с измененным радиусом кривошипа. В
этом случае штатные поршни надо дорабатывать (торцевать), что явно не
способствует увеличению их ресурса, привнося дополнительную слабину. Даже если
деталь изготовлена идеально, отливка все-таки менее прочна, чем поковка, –
сказывается разница в структуре.
На форсированных моторах детали испытывают большие механические и температурные
нагрузки (температура на днище поршня, например, достигает 300...350 гр.С ).
Поэтому, для производства поршней с повышенными механическими характеристиками
применяют высококремнистые (содержание Si > 12%) сплавы алюминия, обладающие
более высокой жаропрочностью, меньшим коэффициент расширения, лучшими
прочностными характеристиками по сравнению с обычными ( Si < 12%) сплавами,
применяемыми для отливок заготовок в кокиль. Качественные заготовки поршней из
высококремнистых сплавов получить традиционным методом ( литье в кокиль) получить
не удается из-за разных скоростей кристаллизации кремния в объеме отливки
(появляются поры). Поэтому заготовки из этих сплавов получают по более сложным
технологиям: жидкой штамповки и изотермической штамповки. В первом случае
матрица заполняется расплавом металла и пуасон с заданной скоростью его
деформирует. Во втором варианте штамповка производится из мерных заготовок,
полученных из прутка, предварительно "обжатого" через фильеру. Мерная
заготовка, пуансон и матрица разогреваются до температуры 400...450 гр.С и
начинается процесс штамповки с заданной скоростью. Структура металла заготовок
поршней, полученных штамповкой, отличается от литых тем, что она
мелкодисперсная и не имеет таких грубых включений кристаллов кремния. В
следствии этого материал штампованных поршней обладает повышенными
механическими характеристиками не только при нормальной температуре, но и при
рабочих температурах в 300...350 гр.С. Более лучшие прочностные характеристики
позволяют сделать штампованный поршень более "ажурным", т.е. легче
чем литой. К недостаткам штампованных поршней стоит отнести высокую стоимость и
необходимость соблюдения при их установке более точных параметров, что требует
высокой квалификации моториста.
Итак, в форсированных моторах применение кованых поршней если уж не
обязательно, то во всяком случае желательно. Но прежде чем говорить об их
преимуществах, внесем ясность в терминологию. Точное название процесса не
ковка, а изотермическая штамповка, поскольку заготовку поршня получают из
прутка выдавливанием без плавления – единственным ходом пресса при постоянной
температуре 495±5°С.
По сравнению с литыми штампованные
поршни легче и одновременно прочнее, их форма оптимальна для форсированных
двигателей, склонность к прогоранию меньше. В подтверждение обратимся к цифрам.
Твердость кованых поршней 120–130 ед. по Бриннелю против 80–90 ед. у обычных.
Термоциклическая стойкость выше в 5–6 раз. Если литые до появления первых
трещин выдерживают в среднем 400 испытательных циклов «нагрев–охлаждение», то
штампованные – 2500. Кроме того, стандартный «жигулевский» поршень диаметром 79
мм весит 376– 380 г, а кованый – на 40 г легче.
|