«Интеллектуальная Система
изменения фаз газораспределения»
- так можно перевести аббревиатуру VVT-I
(Variable Valve Timing-intelligent System)
, которую можно часто
встретить,открыв капот японского автомобиля.
На автомобиле PRIUS
применяется именно эта система,которая позволяет улучшить технические
характеристики двигателя при различных режимах работы.
Рассмотрим общее устройство системы:
Бортовой компьютер (ECU),
для изменения фаз газораспределения, получает информацию о работе двигателя от
всех датчиков,в том числе от:
- датчик положения
распределительного вала
- датчик положения
коленчатого вала
,-которые в определенный момент
являются для него основными.
Собрав информацию и сравнив ее с
«картой работы VVT-system»,
бортовой компьютер передает команду управления на клапан давления масла ( Camshaft Timing Oil Control Valve):
Моторное масло из общей
масляной системы и через этот клапан поступает в VVT-I controller, общий вид которого приведен ниже:
В зависимости от того
давления масла,которое на данный момент времени перепустил Camshaft Timing Oil Control Valve
и происходит поворот впускного распределительного вала на определенный угол:
Надо сказать,что
система VVT-I не «единственная в своем
роде».
Существует еще несколько систем
«интеллектуального» изменения фаз газораспределения с другими названиями.
На автомобилях Honda
таких систем используется (применяется) несколько : DOHC VTEC, SOHC VTEC,
VTEC-E.
Весьма интересная трехступенчатая
система изменения фаз газораспределения под названием « 3-stage VTEC» .
При нормальном режиме работы двигателя
(невысокая нагрузка), из двух впускных клапанов работает только один:
При переходе к средним
нагрузкам, масло через перепускной соленоид,расположенный так же,как и на
Prius - в "теле" головки блока цилиндров, подается по
одному каналу и работать начинают уже два клапана:
Как только нагрузка
увеличивается до максимальной (или близко к этому), то масло начинает идти по
двум каналам и два впускных клапана поднимаются уже на бОльшую
высоту,обеспечивая тем самым лУчшие характеристики двигателя:
Особенности этой
системы заключаются в использовании одного распределительного вала и четырех
клапанов на цилиндр,в применении трех кулачков на два впускных клапана.
Кстати, приблизительно такая же
система используется и на Nissan под названием NEO VVL :
Кстати,если в
аббревиатуре встречается буква "L",то это означает,что система изменения фаз
газораспределения "одна из самых продвинутых",потому что она не
только изменяет время открытия впускных клапанов,но и регулирует высоту их
подъема (как в системе 3-stage)
|