Дрег-рейсинг. Страсти по
нитрометану
Термин
дрег-рейсинг стал популярным и в России: то тут, то там слышишь о состязаниях
на классической дистанции в четверть мили. Но
в большинстве своем это «дикие» или «полудикие» гонки любителей экстремального
разгона, проходят они при весьма слабой организации. Лишь немногие российские
дрег- и стрит-рейсеры осведомлены о том, что обожаемый ими вид досуга давно
признан Международной автомобильной федерацией (ФИА). Для европейцев это такой
же вид автоспорта, как ралли, – ну, может, чуть эксцентричнее. Заглянем, к
примеру, на этап чемпионата Европы по дрег-рейсингу в Англии.
ОБИТАТЕЛИ ДРЕГ-МИРА
Трек Santa Pod Raceway – два ряда трибун
вдоль широкой асфальтовой полосы. В паддоке – шведские, итальянские,
французские, немецкие, британские и чешские команды. Жизнь начинается в восемь
утра с тренировок двухколесных снарядов, сделанных на базе мотоциклов.
Некоторые заряжены до полутора тысяч лошадиных сил: 402 метра пролетают за 6–7
секунд. Однако отнюдь не они шоу-стопперы гоночного дня, а четырехколесная
техника, которая в Британии насчитывает аж 14 классов! Из них четыре получают
зачетные очки в первенстве Старого Света.
Самый скромный класс – юниорский, для соревнований 12–14-летних мальчишек на
дистанции 1/8 мили. Уменьшенные копии настоящих дрегстеров оснащены
двухтактными моторчиками. Далее следуют автомобили со стандартными кузовами под
общим названием – Super Street (время на преодоление трассы у них – от 10
секунд), эти разбиты на подгруппы в зависимости от степени переделок и
форсировки. Но самое интересное начинается с машин класса Funny Car. У них
кузова уже из карбона, в баке – нитрометан, мощность около 6000 лошадиных сил,
время прохождения дистанции 5–6 секунд и «максималка» до 450 км/ч.
Королевские же классы рейсинга – дрегстеры Top Methanol и Top Fuel. Огромные
задние колеса и почти велосипедные передние, клиновидные длинные кузова, мощные
антикрылья и огненный выхлоп, звук которого заставит задрожать саму душу.
Мощность этих «зверей» – до семи тысяч, а пять секунд для них – будничная
норма. Скорость на финише – 480–490 км/ч. Созданные специально для
четырехсотметрового безумия, аппараты способны на такое ускорение, что просто
перестаешь верить глазам! Лишь два раскрывшихся в конце трассы тормозных
парашюта напоминают, что увиденное – не галлюцинация.
КАК ДОБИТЬСЯ 5g
Никаких фантастических и футуристических
конструкций в чемпионате Европы нет – техническая сторона дела строго
регламентирована. Оговорены масса, колесная база (максимум 7620 мм для класса
Top Fuel), размеры аэродинамических устройств. На изготовление шасси уходит до
100 метров хромомолибденовых труб, а облицовка выполняется из карбона.
Стоимость шасси – 50–60 тысяч долларов.
За основу пламенного сердца взята V-образная «восьмерка» от «Крайслера».
Изначальный рабочий объем 6980 смз можно увеличивать до 8193 «кубиков». На
впускном коллекторе стоит механический нагнетатель с ременным приводом, в
буквальном смысле впрессовывающий воздух в цилиндры. На рабочих оборотах (около
11 тысяч) мотор требует 1800 л воздуха в минуту. Во впускном коллекторе
возникает гигантский перепад давления, что приводит к его сильному охлаждению.
Заслонка в корпусе воздухозаборника мгновенно покрывается инеем, и возникает
риск ее заклинивания. Чтобы избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают
антифризом. Двигатель в итоге дороже шасси примерно в два раза.
Топливо – огненный эликсир, позволяющий выжать из каждого кубического сантиметра
до 13 л. с. По правилам, топливо может содержать до 90% нитрометана (CH3NO2), а
остальные 10% – метанол. Дрег-рейсеры называют эту смесь нитрометанолом. В
зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления пропорции меняют – это
целая наука. В двигатель топливо подается насосом, способным накачать 300
литров в минуту. Во время прогрева, отжига и самой четырехсекундной гонки
дрегстер съедает 60 л топлива.
Неотъемлемый атрибут дрегстера – антикрылья. Без них болид улетит, в лучшем
случае, на небеса. На максимальной скорости заднее антикрыло создает прижимную
силу около трех тонн, а переднее – примерно 900 кг. Попутно оба работают на
курсовую устойчивость. Задние тормозные диски (спереди тормозов нет) из
углепластика, привод – ручным рычагом. Основная же тормозная система – два
парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают замедление до 5g –
сопоставимо с разгоном. Для предотвращения пробуксовки мощность от двигателя
передается на задние колеса через сложный механизм сцепления с гидропневматическим
управлением.
Окончательно оценить серьезность аппарата позволяют цифры. Круглые 100 км/ч
дрегстер Top Fuel набирает за 0,7 секунды, пройдя дистанцию всего 10 метров –
чуть больше своей длины! Через три секунды после старта скорость достигает 300
км/ч и продолжает динамично расти.
4,832 СЕКУНДЫ ВЕЧНОСТИ
Старт дрегстера сродни запуску «Бурана» на Байконуре. Пилот готовится к
заезду примерно 40 минут. Только чтобы правильно усесться в кокпите, требуется
минут двадцать. Пилот, одетый в гоночный комбинезон, пристегивается «пауком» из
пяти ремней, шлем его гибко фиксируется, а шею дополнительно защищает
специальный хомут. Руки также закрепляют ремнями. Пока участники
«упаковываются», на обе стороны полосы выходит необычный персонал: работники
трека в огнеупорных костюмах и масках, до зубов вооруженные огнетушителями. На
старте дрегстер заводят и дают полминуты на прогрев. Когда двигатель прогрелся,
пилот должен выполнить отжиг – «ритуал», необходимый для прогрева шин. Он
выключает противобуксовочное устройство и коротко жмет на газ: задние колеса
немедленно срываются в пробуксовку, трассу заволакивает черный дым горелой
резины, а дрегстер улетает вперед метров на тридцать. После отжига механики
команды откатывают снаряд обратно на стартовую линию.
Оранжевые огни гаснут: три, два, один! Из выхлопных труб монстров летят
метровые струи пламени. Задние слики, разрываемые чудовищной центробежной
силой, заметно увеличиваются в диаметре, а их борта под воздействием
циклопического вращающего момента покрываются складками. К концу полосы машины
буквально «телепортируются», оставляя за собой оглушенных зрителей и черное
облако распыленной резины. На табло всплывает результат победителя: 306,33 мили
в час, 4,832 секунды. В наступившей тишине диктор торжественно объявляет о
новом рекорде Европы для такого-то класса машин.
Десятки людей во всех странах Старого Света с необъяснимым упорством занимаются
дрег-рейсингом. Что заставляет нормального человека – в буквальном смысле –
стрелять собой? Чемпион Европы Энди Картер объясняет так: «Мне сложно понять,
как видят наши гонки зрители. Но для меня пять секунд, отделяющие старт от
финиша, – целая вечность. Я хочу переживать ее снова и снова».
|